В 1967 году Юрий Темирканов дебютировал с Заслуженным коллективом Республики симфоническим оркестром Ленинградской филармонии и по инициативе Евгения Мравинского стал дирижером-ассистентом этого коллектива. В 1968 – 1976 годах занимал пост главного дирижера Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, в 1976 – 1988 годах – главного дирижера Кировского (Мариинского) театра. Одновременно выступал с ведущими оркестрами Европы, включая Берлинский филармонический, Венский филармонический, Дрезденскую государственную капеллу, Лондонский филармонический, Лондонский симфонический, оркестр «Филармония», Королевский оркестр Концертгебау, оркестры Академии Санта-Чечилия в Риме, театра Ла Скала в Милане и другие.
Юрий Темирканов осуществил многочисленные записи с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии, Нью-Йоркским филармоническим, Национальным оркестром Датского радио, а также с лондонским Королевским филармоническим оркестром, с которым под его управлением записаны все балеты Стравинского и все симфонии Чайковского.
Юрий Темирканов удостоен многочисленных российских и международных наград, является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» (1998, 2003, 2008, 2013), народным артистом СССР, лауреатом Государственных премий и премии Президента России, командором ордена Звезды Италии, кавалером японского ордена Восходящего солнца. Дважды, в 2003 и 2007 годах, ему была присуждена премия Аббиати в номинации «лучший дирижер», в 2003 году в Италии Юрий Темирканов был назван «Дирижером года». Темирканов – лауреат премии Артуро Бенедетти Микеланджели и премии фонда театра Ла Фениче «Жизнь в музыке», обладатель почетных званий Академии Санта-Чечилия, Петербургской и Московской консерваторий. В 2015 году Юрий Темирканов был назначен первым пожизненным почетным дирижером оркестра и хора Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, в 2016-м – кавалером итальянского ордена «Arca d’Oro» («Золотой ковчег»). 12 июня 2018 года Юрию Темирканову присуждена Государственная премия Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры.
После дебюта с лондонским Королевским филармоническим оркестром (1977) Юрий Темирканов стал главным приглашенным дирижером этого коллектива (1979), а в 1992 – 1998 годах занимал пост главного дирижера. Он являлся также главным приглашенным дирижером Дрезденского филармонического оркестра (1992 – 1997) и Национального оркестра Датского радио (1998 – 2008). Регулярно выступал в США, с оркестрами Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона, Чикаго, Кливленда, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса. С 2000-го по 2006 год возглавлял Балтиморский симфонический оркестр, до 2009 года был главным приглашенным дирижером Большого театра, в 2010 – 2012 годах – музыкальным директором Театро Реджио в Парме.
В 1966 году Юрий Темирканов стал победителем Всесоюзного конкурса дирижеров, после которого, по приглашению Кирилла Кондрашина, совершил гастрольный тур по Европе и США с оркестром Московской филармонии и легендарным скрипачом Давидом Ойстрахом.
Первый президент Большой оркестровой премии “440 герц”. Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Художественный руководитель Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии.

Юрий
Темирканов

Является создателем и художественным руководителем Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».
Юрий Темирканов не раз говорил: когда умирает великий человек, у него сразу находится много друзей. Говорил в связи с Иосифом Бродским. И подчеркивал, что себя к друзьям Бродского не причисляет, хотя часто встречался с ним в его эмиграции, и их беседы, где было много стихов и разговоров об искусстве, увлекали обоих.

Темирканов был умным и ироничным. Царственно-молчаливым – и все в людях подмечающим. Одиноким, ибо на тех высотах, где он пребывал, пустынно – и всегда окруженным людьми. Так и представляю его лукавый прищур: ну, где же вы, друзья, теперь вас у меня должно быть много?

Слово «великий» утратило нынче свой сакральный смысл: что ни афиша, всё великие музыканты, писатели, артисты. Если же вернуть слову первоначальный смысл – масштаб личности и размах ее деяний, – то отнести его можно к единицам. И первый среди них – Юрий Темирканов.
«Все главное в музыке – не в нотах, а между ними», – любимая фраза маэстро. Но сколько же в мире дирижеров, которые, озвучив ноты, считают свою профессиональную задачу выполненной! Чтобы проникнуть в пространство между нотами – в ту содержательную сердцевину музыки, на которую лишь намекает нотный текст, – надо быть одаренным чуткостью и воображением, глубиной и вдумчивостью; надо иметь объемный взгляд на мир и быть мыслителем в музыке. Все это тоже – Юрий Темирканов.
Отточенный, емкий, образный, информативный жест. Артистизм и элегантность за пультом (как и в жизни), причем никогда – не самоцель. Последние часы перед концертом – территория тишины, ни один человек не рискнет ее нарушить: эти часы отданы сосредоточению на замысле. Пройдет немного времени, и его руки высвободят этот замысел из плена пяти нотных линеек.

Многие думают, что самое сложное в дирижировании – это владение мануальной техникой. Но нет. Самое сложное – сформулировать, что ты своим дирижированием хочешь сказать людям. Дирижер тем значительнее, чем неординарнее интерпретаторское послание, вложенное им в ту или иную симфонию. А донести до слушателей это послание – тут уже руки в помощь, тут дирижерская техника. И все это тоже Юрий Темирканов. Настоящее отношение к искусству. Подлинность.

Памяти Юрия Хатуевича Темирканова

Трудно, привыкнув к мерцающему звуку темиркановского оркестра, слушать лапидарные звучности иных, порой и прославленных коллективов. Его благородство – в звуке. Его аристократизм и вкус – в мельчайших деталях артикуляции и фразировки. И поистине моцартовская органика в сочетании двух вечно спорящих друг с другом крайностей: эмоциональной стихии музыки – и осознанности диалога с композиторским текстом; исполнительского темперамента – и логической ясности музыкальной мысли.

Однако щедрость природы не закончилась на музыке и дирижировании. Среди талантов Юрия Темирканова – талант рисовальщика. Полу в шутку, полу всерьез говорил он, что лучше бы избрал своей профессией живопись: художник, в отличие от дирижера, не зависит от умений и настроений ста человек оркестра. Нередко вместо автографа рисовал шарж на самого себя – характерный, остроумно-гротескный профиль. Вообще, с юмором дружил – говорил мало, но метко. Чего стоило хотя бы выступление на открытии его бюста в саду одного из университетов. «Спасибо, – сказал Темирканов, – И отдельное спасибо, что не попросили лечь под него».
В моменты творческого удовлетворения играл на рояле джаз. И всегда читал – на гастроли с ним обязательно «ездили» книжные новинки.

И все же главное, что в конечном итоге определило и профессиональное величие Юрия Темирканова, – это гигантский масштаб личности и неукротимая личностная независимость. На все важные вопросы, касались они вечного или сегодняшнего, он имел свой собственный, продуманный, неординарный ответ, на который не влияли ни стороннее мнение, ни поколенческий мейнстрим, ни массовое сознание. Он был человеком интеллекта, человеком культуры, человеком гуманизма.

Юрий Хатуевич Темирканов ушел от нас 2 ноября 2023 года. И навсегда занял богом отведенное ему место в пантеоне великих. Там, где его любимый Малер и уважаемый им Караян, где Тосканини, Фуртвенглер, Карлос Клайбер.

Надежда Маркарян
Юрий Темирканов
Президент Большой оркестровой премии «440 герц» Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Художественный руководитель и главный дирижер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии.

В 1966 году Юрий Темирканов стал победителем Всесоюзного конкурса дирижеров, после которого, по приглашению Кирилла Кондрашина, совершил гастрольный тур по Европе и США с оркестром Московской филармонии и легендарным скрипачом Давидом Ойстрахом.


В 1967 году Юрий Темирканов дебютировал с Заслуженным коллективом Республики симфоническим оркестром Ленинградской филармонии и по инициативе Евгения Мравинского стал дирижером-ассистентом этого коллектива. В 1968 – 1976 годах занимал пост главного дирижера Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, в 1976 – 1988 годах – главного дирижера Кировского (Мариинского) театра. Одновременно выступал с ведущими оркестрами Европы, включая Берлинский филармонический, Венский филармонический, Дрезденскую государственную капеллу, Лондонский филармонический, Лондонский симфонический, оркестр «Филармония», Королевский оркестр Концертгебау, оркестры Академии Санта-Чечилия в Риме, театра Ла Скала в Милане и другие.


После дебюта с лондонским Королевским филармоническим оркестром (1977) Юрий Темирканов стал главным приглашенным дирижером этого коллектива (1979), а в 1992 – 1998 годах занимал пост главного дирижера. Он являлся также главным приглашенным дирижером Дрезденского филармонического оркестра (1992 – 1997) и Национального оркестра Датского радио (1998 – 2008). Регулярно выступал в США, с оркестрами Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона, Чикаго, Кливленда, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса. С 2000-го по 2006 год возглавлял Балтиморский симфонический оркестр, до 2009 года был главным приглашенным дирижером Большого театра, в 2010 – 2012 годах – музыкальным директором Театро Реджио в Парме.


Юрий Темирканов осуществил многочисленные записи с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии, Нью-Йоркским филармоническим, Национальным оркестром Датского радио, а также с лондонским Королевским филармоническим оркестром, с которым под его управлением записаны все балеты Стравинского и все симфонии Чайковского.


Является создателем и художественным руководителем Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».


Юрий Темирканов удостоен многочисленных российских и международных наград, является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» (1998, 2003, 2008, 2013), народным артистом СССР, лауреатом Государственных премий и премии Президента России, командором ордена Звезды Италии, кавалером японского ордена Восходящего солнца. Дважды, в 2003 и 2007 годах, ему была присуждена премия Аббиати в номинации «лучший дирижер», в 2003 году в Италии Юрий Темирканов был назван «Дирижером года». Темирканов – лауреат премии Артуро Бенедетти Микеланджели и премии фонда театра Ла Фениче «Жизнь в музыке», обладатель почетных званий Академии Санта-Чечилия, Петербургской и Московской консерваторий. В 2015 году Юрий Темирканов был назначен первым пожизненным почетным дирижером оркестра и хора Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, в 2016-м – кавалером итальянского ордена «Arca d’Oro» («Золотой ковчег»). 12 июня 2018 года Юрию Темирканову присуждена Государственная премия Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры.