Положение о премии

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. Общие положения

1.1. Большая оркестровая премия «440 герц» является профессиональной премией и присуждается за творческие достижения в области симфонического искусства.
1.2. Большая оркестровая премия «440 герц» (далее – Премия) учреждена в 2021 году Автономной некоммерческой организацией «Лаборатория театральных, музыкальных, музейных и медиа проектов ''Наследие и эксперимент''» (далее – Учредитель) при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с некоммерческими организациями Правительства Петербурга.
1.3. На соискание Премии может быть представлена симфоническая программа (включающая как произведения для оркестра, так и произведения для сольных инструментов с оркестром, вокала с оркестром, хора с оркестром), сыгранная в концертном зале и транслировавшаяся онлайн.
1.4. Присуждение Премии в номинациях осуществляется на конкурсной основе решением Жюри по итогам календарного года.
1.5. Премия не имеет статуса юридического лица, вручается при непосредственном участии государственных структур и общественных организаций на торжественной Церемонии награждения лауреатов.
1.6. Премия является имиджевым проектом, не имеющим денежного эквивалента.
1.7. Управляющий орган Премии – Дирекция Премии, члены Дирекции Премии выбираются на общем собрании Учредителя. 
1.8. Функции Дирекции:
  • Разработка ежегодных регламентов премии. 
  • Создание финансовой сметы и работа по привлечению финансовых средств.
  • Определение цели расходов и контроль за ними. 
  • Административное и бухгалтерское обеспечение Премии.
  • Формирование Жюри Премии и координация его деятельности. 
  • Заключение договоров с частными лицами и организациями. 
  • Разработка фирменного стиля и скульптурного проекта приза. 
  • Изготовление призов. 
  • Проведение рекламной кампании. 
  • Разработка концепции Церемонии награждения победителей и организация работ по ее осуществлению.
1.9. Цели и задачи Премии:
  • Сохранение и развитие традиций российской симфонической культуры и дирижерского искусства.
  • Поддержка и стимулирование творческой деятельности в профессиональном сообществе.
  • Выявление высококлассных оркестровых коллективов и мастеров дирижерского подиума.
  • Изучение новых тенденций в концертной жизни России, анализ российского музыкального процесса.
  • Объединение оркестрового и дирижерского сообществ России.
  • Привлечение внимания к проблемам профессионального сообщества.
  • Пропаганда достижений отечественной симфонической культуры и дирижерского искусства.
  • Поощрение и признание оркестровых коллективов и дирижеров разных поколений.
  • Создание условий для регулярного творческого обмена концертных организаций России.
1.10. На основе решения Жюри присуждаются премии в следующих конкурсных номинациях:
  • «Лучшая оркестровая программа».
  • «За стилистическое единство программы». 
  • «Лучшая работа дирижера».
  • «Дирижерский дебют». 
  • «Лучший солист оркестра». 
  • «Лучший концертмейстер оркестра».
  • «Лучший исполнитель сольного концерта».
  • «Слово о музыке».
  • «Гость». 
  • «Событие».
1.11. Также учреждаются внеконкурсные номинации, решение по которым принимается Дирекцией Премии по согласованию с Жюри:
  • «Легенда». 
  • «Лучший менеджер».
  • «Меценат года».
  • «За беззаветное служение делу». 
  • «От России с благодарностью».
1.12. Изменение названий и направленности конкурсных, а также внеконкурсных номинаций относится к компетенции Дирекции Премии.

ЖЮРИ ПРЕМИИ
II. Принцип формирования и функционирования Жюри Премии

2.1. Жюри Премии формируется Дирекцией Премии из числа:
  • Одного представителя от Учредителя Премии.
  • Профессиональных дирижеров, регулярно выступающих на крупнейших концертных площадках России и мира, на российских и международных фестивалях.
  • Музыкальных критиков, публикующихся в крупных федеральных или региональных изданиях.
  • Концертных менеджеров, агентов и продюсеров.
2.2. Ежегодно состав Жюри подлежит ротации не менее чем на 1/3.
2.3. В составе Жюри Премии обязательны представители концертных организаций и музыкальных критиков Санкт-Петербурга, Москвы и регионов России.
2.4. Не позднее 1 ноября каждого года Дирекция Премии представляет на рассмотрение Учредителя Премии:
  • Количественный состав Жюри на следующий год.
  • Персональный состав Жюри на следующий год.
  • Кандидатуру Председателя Жюри.
2.5. Жюри правомочно принимать решения, если в голосовании принимают участие 2/3 от списочного состава членов Жюри.
2.6. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Жюри открытым или тайным голосованием.
2.7. Форму голосования определяет Председатель Жюри. При этом члены Жюри – представители концертных организаций-претендентов и оркестров-претендентов, вправе принимать участие в обсуждении, но не вправе участвовать в голосовании.
2.8. Жюри оценивает претендентов по трансляциям; по видеозаписям трансляций, выложенным на ресурсах концертной организации после окончания трансляции; возможный формат -- по неопубликованной архивной записи трансляции. В отдельных случаях Жюри может выезжать в концертные залы с целью прослушать программу в режиме офлайн.
2.9. Жюри имеет право присуждать премии во всех номинациях или в части номинаций – в зависимости от конкретной ситуации.
2.10. Список кандидатов в лауреаты формируется Жюри в процессе промежуточных заседаний. Победители в разных номинациях определяются голосованием на заключительном заседании.
2.11. Все заседания Жюри оформляются протоколом. Протоколы и решения Жюри подписывает Председатель Жюри. 
2.12. До опубликования имен лауреатов члены Жюри не вправе публично высказывать свое мнение о программах-соискателях и разглашать информацию о решениях, принятых на заседаниях Жюри.

НОМИНАЦИИ
Конкурсные номинации:
  • «Лучшая оркестровая программа». Вручается оркестру за цельность и художественное совершенство исполненной симфонической программы (включая произведения для солистов с оркестром и хора с оркестром), созданной в совместной работе с дирижером.
  • «За стилистическое единство программы». Вручается оркестру за стилистическую безупречность исполнения.
  • «Лучшая работа дирижера». Вручается дирижеру за выдающуюся работу с оркестром над созданием программы симфонического концерта (включая произведения для солистов с оркестром и хора с оркестром). 
  • «Дирижерский дебют». Вручается дирижеру, дебют которого обещает большие достижения в будущем. 
  • «Лучший солист оркестра». Вручается артисту оркестра, чье соло в общем симфоническом целом обладает выдающимися художественными качествами.  
  • «Лучший исполнитель сольного концерта». Вручается солисту, проявившему ансамблевую отзывчивость и способствовавшего созданию единого смыслового целого с оркестром.
  • «Лучший концертмейстер оркестра». Присуждается лидерам оркестровых групп, чье мастерство имеет решающее значение для художественного качества программы.
  • «Слово о музыке». Вручается лектору (музыковеду) за лучшее лекционное сопровождение концерта.
  • «Гость». Вручается иностранному дирижеру, создавшему художественно совершенную программу в партнерстве с российским оркестром.
  • «Событие». Вручается филармонии, фестивалю или другой организации, предложившей и осуществившей неординарную идею программы.
Внеконкурсные номинации:
  • «Легенда». Присуждается оркестрам и/или дирижерам, чей вклад в искусство уже вошел в историю.
  • «Лучший менеджер». Присуждается директорам филармоний и других концертных организаций, менеджерам оркестров и фестивалей за выдающуюся организационно-административную работу.
  • «Меценат года». Присуждается благотворителям за служение искусству в исторических традициях российского меценатства.
  • «За беззаветное служение делу». Присуждается за выдающийся личный вклад в дело развития симфонической культуры.
  • «От России с благодарностью». Вручается зарубежному оркестру и/или дирижеру, чьи талант и профессиональное мастерство заслужили любовь российских слушателей и профессионального сообщества. 
УЧАСТИЕ В ПРЕМИИ
III. Выдвижение претендентов на соискание Премии в конкурсных номинациях

3.1. На конкурс принимаются симфонические программы, прозвучавшие в концертных залах и транслировавшиеся в онлайн формате. Обязательным условием является наличие ссылки на трансляцию. 
3.2. Участниками конкурса могут стать симфонические оркестры филармоний и других федеральных и региональных концертных организаций, а также оркестры-юридические лица любого подчинения, включая частные оркестры.
3.3. Конкурсным циклом Премии для отбора претендентов во всех номинациях считается период с 1 января по 31 декабря.
3.4. Право выдвижения номинантов на соискание Премии в конкурсных номинациях принадлежит:
  • Учредителю Премии.
  • Членам Жюри Премии.
  • Дирекциям и художественному руководству концертных организаций России; дирекциям российских оркестров.
  • Органам управления культурой субъектов Российской Федерации.
  • Российским музыкальным общественным организациям.
  • Жюри и оргкомитетам международных и всероссийских музыкальных фестивалей.
3.5. Для выдвижения претендента на соискание Премии субъекты, которые имеют право выдвижения в соответствии с п. 3.3. настоящего Положения, не ранее 1 января и не позднее 31 декабря представляют в Дирекцию Премии:
  • Электронную заявку на участие в конкурсе с указанием концертной организации, содержания программы, ф.и.о. дирижера, точной даты, когда программа прозвучала, ссылки на трансляцию. Заполняется на сайте Премии.
  • Фото оркестра. Загружается на сайте Премии.
  • Фото дирижера. Загружается на сайте Премии.
3.6. Количество заявок от одной концертной организации не регламентировано.

IV. Порядок и принципы оценки претендентов в конкурсных номинациях Премии

4.1. Жюри Премии прослушивает программы по мере поступления и обсуждает их на промежуточных заседаниях. Периодичность заседаний – не реже одного раза в два месяца. Окончательное решение по присуждению Премии в разных номинациях принимается путем голосования на финальном заседании Жюри.
4.2. Жюри Премии оценивает претендентов в конкурсных номинациях по следующим принципам:
  • «Лучшая оркестровая программа». Вручается оркестру за цельность и художественное совершенство исполненной симфонической программы (включая произведения для солистов с оркестром и хора с оркестром), созданной в совместной работе с дирижером.
  • «За стилистическое единство программы». Вручается оркестру за стилистическую безупречность исполнения.
  • «Лучшая работа дирижера». Вручается дирижеру за выдающуюся работу с оркестром над созданием программы симфонического концерта (включая произведения для солистов с оркестром и хора с оркестром). 
  • «Дирижерский дебют». Вручается дирижеру, дебют которого обещает большие достижения в будущем. 
  • «Лучший солист оркестра». Вручается артисту оркестра, чье соло в общем симфоническом целом обладает выдающимися художественными качествами.  
  • «Лучший исполнитель сольного концерта». Вручается солисту, проявившему ансамблевую отзывчивость и способствовавшего созданию единого смыслового целого с оркестром.
  • «Лучший концертмейстер оркестра». Присуждается лидерам оркестровых групп, чье мастерство имеет решающее значение для художественного качества программы. 
  • «Гость». Вручается иностранному дирижеру, создавшему художественно совершенную программу в партнерстве с российским оркестром.
  • «Событие». Вручается филармонии, фестивалю или другой организации, предложившей и осуществившей неординарную идею программы.
4.3. Соответствие программы той или иной номинации относится к компетенции Жюри.
4.4. Жюри вправе отметить специальным дипломом Премии одного соискателя, не отобранного в окончательный список лауреатов.
4.5. Если при голосовании голоса членов Жюри разделились поровну, принимается решение, которое предлагает Председатель Жюри. 

V. Выдвижение претендентов на соискание Премии во внеконкурсных номинациях

5.1. Конкурсным циклом для отбора претендентов на соискание Премии во внеконкурсных номинациях считается период с 1 января по 31 декабря.
5.2. Право выдвижения претендентов на соискание премий во внеконкурсных номинациях принадлежит:
  • Учредителю Премии.
  • Дирекции Премии.
  • Жюри Премии.
  • Дирекциям и художественному руководству концертных коллективов России; дирекциям российских оркестров.
  • Органам управления культурой субъектов Российской Федерации.
  • Российским музыкальным общественным организациям.
  • Жюри и оргкомитетам международных и всероссийских музыкальных фестивалей.
5.3. Для выдвижения претендента на соискание Премии во внеконкурсных номинациях субъекты, имеющие право выдвижения в соответствии с п. 5.2. настоящего Положения, не раньше 1 января и не позднее 31 декабря заполняют заявку на сайте Премии. К заявке должно быть приложено фото претендента.
5.4. Решение по присуждению Премии во внеконкурсных номинациях выносят совместно Дирекция Премии и Жюри.
5.5. Дирекция и Жюри Премии имеют право присуждать Премию во всех внеконкурсных номинациях или в части внеконкурсных номинаций – в зависимости от конкретной ситуации. 

VII. Порядок и принципы оценки претендентов на соискание Премии во внеконкурсных номинациях

6.1. Дирекция и Жюри Премии оценивают претендентов по следующим внеконкурсным номинациям:
  • «Легенда». Присуждается оркестрам и/или дирижерам, чей вклад в искусство уже вошел в историю.
  • «Лучший менеджер». Присуждается директорам филармоний и других концертных организаций, менеджерам оркестров и фестивалей за выдающуюся организационно-административную работу.
  • «Меценат года». Присуждается благотворителям за служение искусству в исторических традициях российского меценатства.
  • «За беззаветное служение делу». Присуждается за выдающийся личный вклад в дело развития симфонической культуры.
  • «От России с благодарностью». Вручается зарубежному оркестру и/или дирижеру, чьи талант и профессиональное мастерство заслужили любовь российских слушателей и профессионального сообщества. 
6.2. Совместное решение Дирекции и Жюри оформляются протоколом, который подписывают представитель Дирекции Премии и Председатель Жюри.



ПОБЕДИТЕЛИ ПРЕМИИ
VII. Обнародование решений и вручение Премии

7.1. Решения Жюри оглашаются на пресс-конференции весной следующего за конкурсным года.
7.2. Премии вручаются на Церемонии награждения, которая проходит весной следующего за конкурсным года.
7.3. Лауреатам Премии вручаются:
  • Диплом Премии.
  • Приз в виде статуэтки. 
7.4. Приз Премии, предназначенный юридическому лицу (оркестру, организации) вручается представителям данного юридического лица, после чего он становится собственностью этого юридического лица, которое самостоятельно определяет, где приз будет находиться в дальнейшем.
7.5. Приз Премии, который вручается индивидуальному лауреату, становится его собственностью.
7.6. Премия берет на себя расходы по оплате проезда, проживания и трансфера участников торжественной Церемонии вручения Премии.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

VIII. Финансирование и материально-техническое обеспечение Премии

8.1. Источниками финансового и материально-технического обеспечения мероприятий Премии могут быть:

  • Финансовые средства федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга и иные материально-технические ресурсы бюджетов иных уровней и общественных (негосударственных) организаций.
  • Спонсорские и благотворительные взносы.
  • Средства грантов Российских фондов, осуществляющих финансирование культурных проектов на конкурсной основе.
  • Доходы от продажи билетов на Церемонию награждения, печатной и иной продукции; от мастер-классов, лекций и других мероприятий, проходящих в рамках Премии.
  • Другие поступления.